Пиво остается самым дешевым алкогольным напитком среди россиян, несмотря на все тревожные предупреждения со стороны некоторых производителей. Эксперт aif.ru рассказал, когда Россия превратилась в пивную державу и стоит ли ждать в ближайшее время снижения объема потребления и производства этого напитка.
Стоим на своем
«Цена на пиво меняется, причем это происходит ежегодно вместе с общим изменением цен в стране, так что ничего странного не происходит и сейчас, — отмечает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Так что все предупреждения о том, что с 1 апреля отпускная цена изменится на 8-15%, совершенно не означают, что аналогичным образом изменятся цены в рознице. Сегодня идет мощная конкурентная борьба между пивными компаниями, причем сражение идет не за рубли, а за копейки в цене».
Эксперт уверен, что пиво было, есть и будет самым дешевым алкогольным напитком, так что никакие тревожные предупреждения о ценах не смогут негативно отразиться ни на объемах продаж, ни на объемах производства, ни на тенденциях в потреблении.
Как наполнялась кружка
В советское время, в 1984 году, потребление пива в тогда еще едином союзном государстве составляло около 24 литров на душу населения. «Пива мы тогда пили меньше, чем крепкого алкоголя, вина и другой винодельческой продукции, — напоминает глава центра ЦИФРРА. — К 1995 году, когда все рухнуло и в Россию пришли западные производители, потребление пива составляло всего 15 литров на душу в год. Но это еще цветочки, потому что производство винодельческой продукции тогда вообще обвалилось в 4-5 раз».
Впрочем, через несколько лет снова пошли изменения, но только в обратную сторону. Причем темпы этой трансформации были столь стремительными, что уже в 2007 году потребление пива в стране достигло 81 литра в год! «Все это — благодаря несметным деньгам, вложенным в производство и продвижение пенного на территории нашей страны западными компаниями, — продолжает Вадим Дробиз. — Именно они превратили Россию в пивную страну. С 2008 по 2019 годы начался спад примерно на 30%, что было связано с демографическим кризисом. Но Россия и сегодня остается исключительно пивной страной».
Откуда бочки
Если говорить о структуре пивного рынка в России, то он также менялся на протяжении последних лет, причем довольно радикально. «В 2007 году западные компании контролировали 92% производства пива в России, — отмечает руководитель ЦИФРРА. — А в 2021 году они контролировали 65% нашего рынка. То есть отечественный рынок немного развивался. Уточню: это не импортное пиво. Это то, что производили западные компании на своих (купленных или построенных) заводах в нашей стране».
Сейчас доля импортного пива в России сократилась примерно до 20-25%. «Между прочим, если говорить о настоящем импортном пиве, которое реально завозится из-за границы, то даже в лучшие времена его доля не превышала 5%, — продолжает Дробиз. — Сегодня этот показатель стал еще ниже и находится в пределах 3%».
В зоне доступа
Средняя цена 1 литра пива в России, по данным Росстата, 160 рублей, причем она держится на этом уровне на протяжении уже нескольких лет, отмечает эксперт. Самое дешевое российское пиво сегодня стоит около 50 рублей за бутылку 0,5 л, а средняя цена составляет 80 рублей. Импортное — дороже в несколько раз.
В результате, картина потребления складывается таким образом: из всего алкоголя, выпиваемого сегодня россиянами, 80% — это пиво и пивные напитки, и только 20% — вино, водка, игристое, коньяк, слабоалкогольные напитки и т.д. «На сегодняшний день у нас потребление пива и пивной продукции составляет около 52 литров на душу, — отмечает Вадим Дробиз. — Мы чисто пивная страна даже по европейским меркам».
Напомним, что по данным Росстата, за январь 2024 года производство пива в России составило 57,3 млн декалитров. Это на 8,9% больше, чем в январе 2023 года, но на 7% меньше, чем в декабре 2023 года.
Ранее сообщалось, что в России найден способ повысить производство вина, игристого вина, коньяка и шампанского.
Свежие комментарии