АиФ-Кухня отвечает на популярные вопросы читателей.
В Москву пришел самый знаменитый гид по ресторанам Michelin. Но нам всем отлично знакомы одноименные автомобильные шины. Действительно, и шины, и гид делает одна и та же французская компания. Рассказываем, почему так получилось.
В 1889 году была основана компания Michelin. Сначала она производила шины для велосипедов, а в 1891 году получила патент на производство съёмных пневматических шин для автомобилей. В 1900 году братья Мишлен, стоявшие во главе компании, были убеждены, что за автомобилями будущее, и если в данный момент по дорогам Франции их ездит не так уж и много, то уже через пару десятков лет они станут главным транспортом.
В самом начале XX века автомобилей во Франции насчитывалось всего около 3000, инфраструктура для них была не слишком развита.
Поэтому братья Мишлен решили выпустить небольшой справочник-путеводитель для автомобилистов: он должен был облегчить путешествия на машинах и, как следствие, повысить спрос на шины Michelin.
В результате появился путеводитель, он был опубликован в августе 1900 года тиражом почти в 35 тысяч экземпляров.
В предисловии к нему Андре Мишлен написал: «Эта книга выходит на заре нового века и просуществует до его окончания». Путеводитель распространялся бесплатно в мастерских и шинных центрах.
В путеводителе было много полезного для автомобилиста: можно было узнать, как менять шины, были сведения по техническому обслуживанию автомобиля. Первый гид содержал только список автопроизводителей, ремонтных мастерских, придорожных отелей. Списки ресторанов в нем появились позже.
В 1904 году был опубликован первый гид Michelin по Бельгии.
Вплоть до 1920 года путеводитель Michelin распространялся бесплатно. Со временем в него вошли списки закусочных и ресторанов, которые могли бы быть интересны путешественникам.
Но в 1920 году Андре Мишлен был поражен, увидев, что его полезный гид используют, чтобы подпирать верстак в мастерской. Решено было, что путеводитель будут продавать, так как люди ценят только то, за что платят.
В путеводитель за деньги был включен также список ресторанов с хорошей кухней, куда можно заглянуть путешественникам.
Звезды для ресторанов
Их начали присваивать ресторанам с 1926 года. Сначала это была только одна звезда, чтобы отметить особенно хорошие заведения. В 1931 году были добавлены вторая и третья звезда для ресторанов, расположенных за пределами Парижа. В 1933 году и столичные рестораны стали получать 2 или 3 звезды.
Окончательные критерии присвоения звездности были прописаны в 1936 году, они же используются до сих пор:
1 звезда — очень хороший ресторан
2 звезды — ресторан, достойный того, чтобы заехать в него специально
3 звезды — ресторан, достойный отдельного путешествия
Красный гид завоевал мир
В течение 30-х годов было продано около 2 миллионов экземпляров гида Michelin. Он набирал популярность, в него стремились попасть рестораны.
Во время Второй мировой войны гид приостановил свой выход и возобновил тиражи только в 1945 году. Тем не менее союзные войска использовали для подготовки высадке в Нормандии гид 1939 года, так как все указатели в городах Франции были уничтожены или сняты.
Гид, в котором было множество подробных карт французских городов, переиздали, на обложках появились надписи: «Только для служебного пользования».
Первое издание после освобождения Парижа увидело свет 16 мая 1945 года.
Не только звезды
Надо сказать, что в гиде Michelin есть не только рестораны, а среди значков — не только звезды.
После 30-х годов система условных обозначений стала гораздо сложнее.
В гиде упоминаются в том числе отели. Есть пиктограммы, которые информируют читателей о наличии в данном заведении холодной и/или горячей воды, электричества, телефона и телевизора в комнатах, о том, принимают ли в нем кредитные карточки и имеются ли комнаты и столики для некурящих, соединение Wi-fi или спа-салоны.
В конце 90-х годов в гиде появилась новая важная номинация: Bib Gourmand. Фирменный знак компании, человечек из покрышек, обозначал рестораны, предлагающие хорошую кухню по умеренным ценам.
Есть значок из двух монет — он отмечает рестораны, которые предлагают доступное комплексное меню. Есть обозначение для бюджетных, но отелей — Bib Hotel. Его ввели в 2003 году.
Кроме того в большинстве гидов есть символы «вилка и ложка» и «домик» — они обозначают уровень комфорта. Например, у одного ресторана может быть пять «вилок», но ни одной звезды, так как по качеству кухни заведение не дотягивает.
Инспекторы Michelin
Гид по каждой стране выпускается раз в год в определенную дату. До этого эксперты справочника посещают (строго инкогнито) рестораны и гостиницы, главный редактор распределяет среди них районы, которые необходимо осмотреть. Инспекторы путешествуют строго анонимно. Никто не знает, как может выглядеть инспектор Красного гида.
Прежде чем начать работать в гидах, большинство из них прошли обучение по специальности «гостиничный бизнес», а затем проработали пять-десять лет в сфере услуг. После прохождения ряда интервью и обеда со старшим инспектором, новый сотрудник проходит шестимесячное обучение, во время которого он или она узнает о критериях присуждения звезд, определении уровня комфорта и оценки прочих удобств.
Свежие комментарии