На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АиФ Кухня

10 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    так давно пора!!!! олимпиады себя изжили ..Обозреватель Осин...
  • ПРОСТО ВАЛЕРИЙ
    Мадам п"Идальго зря так убивается (она ж Так - не убьется!). В засраном париже РУССКИХ спортсменов не будет! А те люд...Мэр Парижа Идальг...
  • Евгений Благородный
    Да они уже нам и на куй не нужны с их клоповникомМэр Парижа Идальг...

Ностальгия по борщу. Что готовили девочки на уроках труда в школе

Уроки труда в Советском союзе серьезно готовили учеников ко взрослой жизни. Мальчики учились плотничать или столярничать, это зависело от того, чем был оборудован класс труда, а девочки - вести домашнее хозяйство, шить и готовить. Рассказываем, чему учили на кулинарных уроках.

Конечно, после них девочки не превращались в отличных кулинаров, кроме одного раза в неделю стояния у плиты, нужно было еще осваивать кулинарное искусство самостоятельно или под руководством родителей, но о том, как включать плиту, как нарезать овощи для супа или замешивать тесто для простого печенья - они представление составляли.

Что такое примус

В середине XX века, в 60-е годы уроки труда довольно сильно отличались от позднесоветского времени. Девочки изучали устройство примуса, учились обращаться керогазом (это нагревательный прибор, работающий на горючей смеси, состоящей из паров керосина и воздуха, последнее поколение керосинок, грубо говоря). Объясняли ученицам как обращатся с электрическими нагревательными приборами, такими как одно и двухкомфорочными плитками, электрическими чайниками.

В обязательном порядке ученицы знакомились с санитарно-гигиеническими правилами, которые нужно соблюдать при приготовлении пищи. Например, им объясняли, что нужно завязать волосы косынкой надеть передник, хорошо вымыть руки и вытереть их чистым полотенцем. Что на кухне должно присутствовать полотенца для посуды, а также отдельные полотенца для вытирания рук.

Школьниц знакомили с правилами хранения продуктов, методами борьбы с насекомыми.

Конечно, их обучали работе с продуктами питания, показывали, как нарезать овощи, чистить картофель.

В учебнике «Домоводство 5-7 класс» 1963 года приводятся такие незатейливые рецепты.

Зеленый салат со сметаной и яйцом

«Летом к картофельным, мясным и рыбным вторым блюдам, к отварному мясу подают зеленый салат. Приготовляют его так: листья салата старательно перебирают, удаляют поврежденные листья, сорняки и траву. Отобранный салат хорошо промывают в нескольких водах, выкладывают на сито или дуршлаг, чтобы стекла вода, а затем мелко нарезают (берут сразу пучок листьев, сжимают их в руке и режут на кухонной доске). Нарезанный салат складывают в глубокую тарелку, миску или другую посуду; кладут нарезанные тонкими ломтиками яйца, заливают соусом из сметаны с уксусом и перемешивают.

Перед тем как подать к столу, салат выкладывают в салатник, сверху обкладывают кружочками из свежих огурцов и посыпают мелко нарезанной зеленью укропа или петрушки.

На 200 г зеленого салата берут: 1 свежий огурец, ½ яйца, ¼ ст.л. уксуса.. на кончик ножа горчицы, ½ ч.л. сахару, ½ ст.л. сметаны, соль, укроп по вкусу.

Картофель жареный

Очищенный картофель режут ломтиками, брусочками или соломкой, кладут не толстым слоем на разогретую с жиром (масло сливочное или растительное, сало, смалец) сковороду и жарят на сильном, а затем на небольшом огне. Чтобы картофель прожарился равномерно, его время от времени перемешивают. Перед тем как подать к столу, картофель посыпают мелко нарезанной зеленью петрушки или укропа. Зелень придает блюду приятный вид и запах.

На порцию берут: 250-300 г картофеля, 1,5-2 ст.л. масла, соли и зелени по вкусу. Солить картофель рекомендуется после того, как он подрумянится - тогда кусочки не будут крошиться.

Селедка, борщ и молочные каши

Кроме простых салатов и картофеля, ученицы 5-7 классов в 60-е годы учились готовить винегрет с квашеной капустой, они чистили селедку и вымачивали ее в чае или в молоке, чтобы была не слишком соленой и мягкой. Затем рубили соленую рыбу, добавляли к ней белый хлеб, сливочное масло, мелко нарезанный лук, сваренное яйцо - получался форшмак, правда в учебнике это блюдо называется просто рубленной сельдью.

Не обходили учителя вниманием молочные супы и каши. Девочки варили рисовый молочный суп, суп молочный с макаронными изделиями, готовили манную кашу.

Конечно, не обошлось и без классических первых блюд. Ученицам предлагали сварить борщ, под руководством педагога или же попробовать справиться с такой задачей дома, с помощью старших.

Вообще же ученицам 5-7 класса предлагалось ознакомиться с довольно большим количеством разнообразных блюд, они даже могли попробовать лепить вареники, разделывать сырую рыбу и познакомиться с дрожжевым тестом.

Закат Советской эпохи

На закате советской эпохи и в 90-е годы девочки все также осваивали кулинарные навыки под руководством учителя труда. Они готовили простые блюда на сдвоенных уроках труда, а потом угощали ими одноклассников. Или съедали сами, бывало и такое.

На уроках труда девочкам уже не предлагали лепить вареники или справляться с большим количеством блюд, программы стали более короткими.

Конечно, ученицам рассказывали о разделке продуктов, большое внимание уделялось сервировке стола и правилам поведения. Какими приборами есть разные блюда, с какой стороны класть вилку и нож. И так далее.

Набор блюд, предлагавшийся для приготовления на уроках был разным, зависел он от кулинарных навыков учителя, от продуктов, которые получалось достать для уроков.

Девочкам показывали или просто рассказывали, как разделывать рыбу и мясо, часто это можно было увидеть только на картинках. Учили школьниц, как работать с горячей посудой, как стерилизовать и закатывать банки с домашними заготовками. Иногда, на уроках труда девочки квасили капусту, могли делать компоты, даже осваивали принципы работы мясорубки, механической, разумеется. Многие выпускницы 90-х годов вспоминают, что они пекли на уроках простейшее печенье.

Все же эпоха дефицита конца 80-х годов и гиперинфляции 90-х наложила свой отпечаток и на обучение девочек кулинарии.

Рецепты из учебника Трудовое обучение для 7 класса (Бешенков, Васильченко, Иванов и др.) 1990 год

Суп с мясными фрикадельками

Инвентарь и посуда: кастрюля, 2 миски, сковорода, доски разделочные (для мяса и для овощей), мясорубка, пестик, ножи желобковый и кухонный, шумовка, столовая ложка.

Нормы продуктов:

Для супа:

100 г картофеля10 г моркови10 г лука0,01 г лаврового листа3 г масла

Для фрикаделек:

23 г мяса2 г лука2 г яйца2 г соли0,02 г перца2-3 г зелени петрушки и укропа4 г воды или молока

Схема приготовления:

Первичная обработка овощей. Промытые и очищенные морковь и картофель нарезать кубиками или брусочками. Лук и зелень очистить, промыть и мелко нарезать.

Пассерование овощей. Пассеровать лук с морковью для супа.

Первичная обработка мяса. Мясо обмыть, зачистить от пленок и сухожилий, нарезать поперек волокон на небольшие кусочки.

Приготовление фрикаделек. Мясо вместе с сырым луком дважды пропустить через мясорубку. Добавить сырое яйцо, соль, перец, немного холодной воды или молока, все перемешать. Приготовленную массу разделить на фрикадельки (шарики).

Отваривание фрикаделек. Вскипятить воду, посолить и сварить в ней фрикадельки. Готовые фрикадельки вынуть шумовкой.

Варка супа. В полученной после отваривания фрикаделек кипящий бульон положить картофель, дать снова закипеть, добавить пассерованные овощи и лавровый лист. Варить при слабом кипении 10-12 минут.

Оформление готового блюда. Готовый суп налить в тарелку, положить фрикадельки и посыпать зеленью.

Совет: чтобы суп получился прозрачным. можно разделанные сырые фрикадельки положить на сковороду, смазанную жиром, прогреть в жарочном шкафу 3-4 минуты, а затем уже сварить.

Источники:

О.Ф. Бунина, З.С. Нечипорук, С.К. Сайко "Домоводство. Учебник для 5-7 классов, 1963 г.

А.К, Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. Трудовое обучение для 7 класса, 1990 г.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх