Председатель правления Ассоциации Ирина Климкина отметила, что сейчас в программу включены пять направлений: культурно-познавательный, активный, оздоровительный, круизный и экологический туризм. «Учитывая мировые тенденции в туристской отрасли, мы полагаем, что именно гастрономический туризм может стать локомотив развития внутреннего и въездного туризма в России», — отмечают специалисты.
"«На самом деле данная инициатива это первый, но давно назревший, шаг для формирования фундамента отечественной гастрономии и гастрономического туризма. Сегодня отрасли не хватает нормативно-правового определения, методологии, научно-исследовательской базы и кадров. На сегодняшний день гастротуризм — это стремительно развивающееся в мире направление туристкой деятельности, которое не просто привлекает туристов в ту или иную страну, а раскрывает культурно-исторический и ментальный потенциал страны. Феномен гастротуризма требует ещё долгого изучения, в том числе, в рамках мозговых центров и ВУЗов. Считаю, целесообразным включение отрасли в ФЦП и стратегию развития туризма на долгосрочную перспективу», — считает директор Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН Василий Гернеший.
Необходима системная работа по внедрению гастротуризма
По мнению создателя крупнейшего отраслевого портала TourDom.ru Татьяны Дмитровой, в туристической отрасли возникает очень много инициатив, но из них реализуется малая доля. Потому что в отрасли низкая договороспособность.
«Гастрономический туризм — «счастливое исключение», как я считаю. Потому что собралась группа энтузиастов, профессионалов, практиков, которые мыслят системно и стратегически. Они в своих инициативах продумали все. И тему, чтобы гастрономический туризм изучался в институтах, и чтобы появилось вообще такое понятие, определение. Чтобы государство обратило внимание, включило этот вид деятельности в свои целевые программы и национальный проект. Это очень важно, потому что гастротуризм в большинстве развитых стран начинается именно с гастрономии. Для людей принципиально важно во время путешествия попробовать аутентичную кухню. Никто из нас не едет в Италию для того, чтобы есть китайский фастфуд или бежать в McDonald’s. Рядовой путешественник едет за аутентичной культурой, новыми ощущениями, которые создают новый климат, красивые виды, гастрономия, история, культура. Вот гастрономия в этой линейке чуть ли не на первом месте. Очень много исследований было проведено. И все страны, так или иначе, борются за сохранение этой части привлекательности туристического продукта. У нас такое движение началось совершенно недавно. Благодаря Маргарите Полоник и другим энтузиастам. И, слава богу, что получается на государственном уровне, на уровне регионов, поддерживать этих людей и обращать внимание, хотя бы, на необходимость системной работы по внедрению гастрономического туризма. Но от обращения внимания до результата — большой путь, который нужно проделать. И хотелось бы, конечно, чтобы эти шаги как можно более эффективными, последовательными, чтобы действительно эта идея получила поддержку», — отмечает она.
«Не воспитали поколение, знающее российскую кухню»
Как считает президент ассоциации Рестораторов и Отельеров города Сочи Анна Нетягина, этим вопросом заниматься нужно. «Мы потеряли очень много времени. Мы не воспитали поколение, знающее российскую кухню, не воспитали патриотичное отношение к нашей еде. И недостаточно правильное отношение к кулинарным специалитетам у нас в крови. Ведь в царской России ценились европейский повара и блюда. В голодные годы начала XX века и послевоенное время было не до кулинарных изысков. А на рубеже нулевых, с падением железного занавеса, русский стол заполонило изобилие иностранных блюд. Так и вышло, что западные кулинарные специалитеты мы знаем, а свои почти забыли. А ведь это очень серьезный двигатель для привлечения туристического потока. Россия настолько многолика и интересна в отношении гастротуризма. Черноморское побережье и Кубань могут выступить локомотивом в продвижении региональных специалитетов, ведь у нас невероятное сочетание продуктов, не понятных для европейце. Гости пробуют блюда, удивляются и хотят ощутить этот вкус снова. Такой замес многонациональных традиций в такой кухне — это серьезная особенность», — рассказывает специалист.
Также она выразила свое мнение по поводу того, какие стереотипы сложились о еде на побережье Черного моря. «Какие сложились стереотипы о побережье Черного моря у граждан России? «Шашлычок под коньячок» и не более того? Этот стереотип нужно ломать, как и ассоциации иностранцев о том, что Россия это «икра и водка»! А ведь черноморское побережье это морская и очень вкусная рыба: барабулька, сардан, ставрида, хамса, лабан. Ну, барабулька и ставрида уже хоть как-то «пропиарены». Но много рыбы, которая не прорекламирована. Понятийный аппарат, если мы его сейчас введем, если заложим четкие понятия, которые в маркетинговых рычагах смогут использовать туроператоры, журналисты, если мы сейчас потратим время, и начнем сейчас, мы заложим основу у туристов. И тогда у наших граждан и у иностранцев будет ощущение многовкусости и многоликости», — рассказывает она.
«Очень быстро в умах и головах улеглась культура европейской кулинарии, потому что у них очень четко сформированы понятия. У них четко заложено понимание и вкус еды. Есть позитивные примеры и понятия, о которых знают и в нашей стране. Тем важнее поторопиться с формированием понятий гастротуризм, гастрономические специалитеты. И этими понятиями важно оперировать в рамках страны, в рамках мира. Еще раз повторю, черноморское побережье готово стать пионерами в формировании региональных специалитетов! У нас есть основа, есть фундамент. И это действительно важно», — комментирует Нетягина.
Сильный мотиватор
По словам генерального директора Travel Gourmet by Novikov Маргариты Полоник, эта инициатива фактически ответ на острую необходимость в комплексном позиционировании России на международном туристском рынке. Согласно исследованиям, национальная гастрономия является сильным мотиватором для туриста при принятии решения, куда поехать. Поэтому на фоне роста популярности гастромаршрутов в мире, и в России стали обращать на эту отрасль внимание. Стали появляться региональные гастротуры.
«Для того чтобы гастротуризм развивался активнее и стал таким же важным мотивом приезда иностранных туристов как известные во всем мире объекты культурного наследия, необходимо выделить «гастротуризм» в отдельный вид туризма, сформировать полную методологическую и нормативно-правовую базу, разрабатывать долгосрочные прогностические стратегии развития отрасли с ориентиром на международные стандарты. Использование лучших мировых практик позволит расширить научно-исследовательскую базу и прийти к оптимальным формам работы в отрасли. Данные инициативы — это фундамент для развития отечественной гастрономии и гастротуризма, в частности. Следовательно, появятся новые кадры, которые знают, как создавать, продвигать и продавать продукт. Сейчас во главе ключевого отраслевого госучреждения, Ростуризма, стала Зарина Догузова, которая с учётом специфики предыдущей деятельности, обладает всеми качествами и компетенциями для продвижения нашей страны как перспективного туристского направления. Представители отрасли возлагают на неё большие надежды», — считает она.
Свежие комментарии