Пивная отрасль, впрочем, как и многие другие отрасли производства в нашей стране, переживает не самые легкие дни. Некоторые европейские компании заявляют о прекращении импорта в нашу страну и уходе с рынка. Зарубежные производители, которые имели в России свои мощности, говорят о прекращении производства некоторых брендов.
К примеру, о своем уходе объявила компания, производящая Guinness, пивоварни Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Ждут решения своих акционеров крупные производители пива в России, компании AB InBev Efes (BUD, Kozel, Stella Artois, Hoegaarden, Essa, Corona, Bavaria), Carlsberg Group (Zatecky Gus, Балтика, Tuborg), Heineken (Amstel, Krušovice). На эти три компании приходтся 70 % всего производства пива у нашей стране, они зарегистрированы в других странах, но производства их находятся у нас в стране.Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива (куда входят Carlsberg Group, Heineken и AB InBev Efes, крупнейшие производители пива) заявил АиФ.ru: «Несмотря на сложные условия, компании-члены Ассоциации производителей пива прилагают все усилия, чтобы продолжать поддерживать операционную деятельность и обеспечивать бесперебойные поставки пива на российский рынок, выполнять все социальные обязательства, сохранять рабочие места». То есть компании с нашего рынка не уходят.
Импорт пива из западных стран, возможно, сократится в объемах. Но по словам Даниила Бримана, председателя совета Союза российских пивоваров, весь импорт пива составлял не более 10 процентов от объема потребления. У наших производителей хватит мощностей, чтобы закрыть этот пробел. Так что и тут проблем быть не должно.
Главные проблемы
Тем не менее пивовары испытывают серьезные проблемы. «Для многих пиво представляется очень простым продуктом, — рассуждает Даниил Бриман, — а это не так. Наша отрасль требует высокотехнологичного оборудования, специального сырья, квалифицированного персонала. Пивоварение в России начало развиваться в постсоветский период, когда у нас не было специального оборудования не только для пивоварения, а для всей пищевой промышленности. Поэтому оборудование и технологии мы использовали и используем до сих пор импортные. И это значит, что все комплектующие, все запчасти — все будет дорожать, так как курс валюты у нас сильно вырос».
С коллегой согласен Алексей Аксель, председатель ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot, директор Волковской пивоварни: «Линии розлива — немецкие и итальянские, даже автопогрузчики на складах — все это импортное оборудование. Но это еще полбеды. В современном производстве используется много автоматики, нужны чипы, "мозги" — все это может ломаться, нужно будет обслуживание, запчасти, специалисты. И это большая проблема».
Солод
Не все гладко и с сырьем. Да, солод в массовом производстве используется преимущественно свой. По словам Вячеслава Мамонтова, крупнейшие производители сами являются крупными поставщиками сырья: в рамках агропроектов компаний, входящих в Ассоциацию производителей пива, создается более 50% российского солода.
Для самых массовых сортов пива, например, светлых лагеров, подходит российский или белорусский солод. «Тут нет проблем, — уверен Даниил Бриман, — возможно, будет не хватать специальных сортов солода — карамельных или шоколадных, они требуются для некоторых сортов пива — но это все можно заместить в краткосрочной перспективе, уже в следующем году».
Наследство Горбачева
В нашей огромной стране не хватает хмеля. Точнее, его практически нет. Именно это растение — второй важнейший компонент в пиве после солода. Он сильно влияет на вкус и аромат напитка. В том числе благодаря хмелю получают разные сорта пива. «В Советском союзе было свое хмелеводство, — рассказывает Алексей Аксель, — но в бурные постсоветские годы, в ходе антиалкогольной кампании Горбачева, мы утратили эти мощности. И все пивоварение перешло на импортный хмель, для традиционных сортов его поставляют из Германии, Чехии, Британии, а для крафтового пивоварения мы в основном используем американский ароматный хмель». В нашей стране выращивается хмель в Чувашии, на Алтае, но этого очень мало. «Раньше по соотношению цена-качество было экономически выгоднее закупать хмель за рубежом, — объясняет Даниил Бирман, — Сейчас ситуация поменялась, но быстро заместить продукт не получится. Это сложное производство: как и для виноградной лозы, хмелю требуется несколько лет, чтобы начать приносить урожай. Хмелеводы говорят, что не менее пяти лет пройдет, чтобы получить хоть какой-то результат. К тому же, хмелеводство это не только сами растения, но и техника, которая обрабатывает хмель, наука, которая выводит нужные сорта».
Редкие сорта
Массовое производство пива скорее всего не понесет сильных потерь, привычные марки пива останутся с нами, возможно, исчезнут некоторые бренды, но их место быстро займут отечественные производители. Но не так все просто с крафтовым пивоварением, которое стало очень популярно в последние годы.
«Нет уверенности, что можно будет дальше производить некоторые сорта пива, например, сильноохмеленные, для которых требуется большое количество американского хмеля, — говорит Павел Ольшанский, директор пивоварни "Варяг", — есть сорта для которых требуются специальные солоды. Кроме того, так устроена экономика, что потребление дорогих сортов сократится, потому что покупательная способность у людей упадет. Она уже падает».
Тара
Но сырье для производства пива это еще далеко не все, что требуется производителям. Есть тара, бутылки и банки, в которые разливается напиток. Есть этикетки, есть коробки, в которых пиво поставляется. И все это сейчас дорожает. «По большинству позиций испозуется отечественное, локальное сырье, — объясняет Даниил Бирман, — бутылки, этикетки, банки, пробки, картон, упаковочный материал. Все это есть российского производства. Но есть вещи импортные: краски, лаки, специальные составы для этикеток. Все это тоже затрагивает подорожание из-за курса валюты».
Цены растут очень быстро. «В ближайшие дни все, кто будет грузиться алюминиевой банкой от наших производителей, получат ее в 1,5 раза дороже, — сокрушается Алексей Аксель, — потому что вырос в цене алюминий. Это биржевой продукт, цены на него привязаны к доллару. И он дорожает во всем мире».
Прогнозы роста
Как видим, повышение цен на пиво неизбежно. Это происходит из-за частично импортного сырья, комплектующих для зарубежного оборудования, подорожания тары. Причем процесс роста цен идет как внутри страны, так и во всем мире.
«Я ожидаю двузначных процентов повышения цены, — осторожен в прогнозах Даниил Бриман, — цены не вырастут настолько же, насколько вырос курс доллара и евро. У нас большая часть сырья местного производства, заводы находятся в РФ, мы платим зарплаты и налоги в рублях. К тому же, пивоваренная отрасль — один из самых конкурентных рынков, все игроки будут крайне осторожно повышать цены. Так что в перспективе 2-3 месяцев я ожидал бы 15-20-процентрого роста цен».
Что делать?
Как и многим отраслям, пивоварам необходима помощь государства. Ведь пиво — один из самых популярных напитков в нашей стране. «Мы предлагаем заморозить ставку акциза на алкоголь таким образом, чтобы в период 2023-2025 годов она оставалась на уровне 2022 года — говорит Вячеслав Мамонтов, — Это нужно, чтобы не допустить резкого сокращения рынка. Введение временных нулевых таможенных ставок на ввоз критически важного для отрасли хмеля, а также недопущение запрета на импорт сырья и оборудования, могли бы поддержать пивоваров в тяжелый момент».
Кроме этого пивовары предлагают обнулить НДС на ввозимое технологическое оборудование, — дополняет коллег Даниил Бриман. — Дело в том, что затраты на покупку любого импортного оборудования сильно вырастут, а если еще добавить сверху НДС, то инвестиции в развитие производства особенно на небольших предприятиях становятся просто невозможными. Также большое значение имело бы субсидирование ставок по кредитам".
Пивоваренная промышленность — это не просто всеми любимый напиток, но еще и более 800 тысяч рабочих мест, если учесть все смежные отрасли, такие как предприятия сельского хозяйства, солодильни, производства комплектующих. В совокупности все эти предприятия выплачивают серьезные суммы налогов и акцизов.
Свежие комментарии