В целом у нас в стране стараются придерживаться принципа натуральности применительно к молочным продуктам. А вот в отношении колбасных изделий, мясных продуктов и мясных полуфабрикатов мы почему-то забываем об этом и охотно покупаем промышленные продукты, содержащие большое количество пищевых добавок.
Такое же отношение у нас к кондитерским изделиям. И что важно, инновации на рынке таких сладких продуктов воспринимаются в России намного лучше, чем, например, новинки на рынке масложировых продуктов (хотя жировая основа их часто одинаковая). Давайте внимательнее присмотримся к национальным продуктовым мифам, их развеивает профессор Олег Медведев, глава Национального исследовательского центра «Здоровое питание»:Миф 1-й. Генетическая память на продукты.
У этого мифа есть два аспекта. Первый, широко распространенное заблуждение о «генетической» памяти на еду. Согласно ему, нам можно питаться в основном теми продуктами, которые традиционно ели на Руси. При этом обычно уповают на картошку, помидоры и огурцы. Это ошибка, ведь картошка появилась в рационе русских лишь 300 лет назад, ее завез Петр I. Отжимать растительное масло из семечек подсолнечника научились на Руси лишь около 200 лет назад, а помидоров и огурцов у древних жителей наших территорий не было в принципе. Поэтому все ныне традиционно русские продукты не были таковыми пару сотен лет назад, а для закрепления изменений генетической памяти необходимо намного большее количество времени. Мы быстро освоились с чаем, с кофе и другими заморскими продуктами, без которых уже не представляем свой рацион.
Второй аспект: можно ли вообще говорить о научности теории генетической памяти на еду? Современное представление о питании таково, что рацион должен быть максимально разнообразным для того, чтобы получить все необходимые микроэлементы при одновременном снижении общей калорийности рациона. Для этого важно потреблять широкое разнообразие продуктов, как, например, это делают японцы. В их рационе насчитывается около 100 разнообразных продуктов в неделю. Поэтому приход на наш рынок растительного молока, тропических масел и экзотических фруктов — абсолютно нормальное явление. Это не новая тенденция, а хорошо забытая старая, просто скорость этих изменений сильно возросла.
Миф 2-й. Нужно есть только «фермерские» и «натуральные» продукты.
Не стихающая волна о фальсификате молочных продуктов заставляет многих переходить на так называемые «фермерские» продукты. Покупатели уверены, что эти высоко жирные молочные продукты (из них не сепарировали жир, и они не проходили процесс нормализации по жиру, как промышленные) более натуральны, и относятся к категории здоровых продуктов. Они готовы за них платить больше.
Но, к сожалению, мало кто знает, что у нас не существует строгого юридического определения «фермерских» продуктов. И зачастую этот термин используют лишь как маркетинговый ход, за которым не стоят указания ни на происхождение продукта, ни на какой-то особый метод его производства. Кроме того, молочный жир содержит естественные трансжиры, которые вредны. И чтобы снизить их количество, достаточно выбирать молочные продукты пониженной жирности, тогда вы будете получать полезный молочный белок, и минимизировать количество вредных насыщенных жиров и трансжиров.
Последний обзор научной литературы Всемирной организации здравоохранения показал, что негативное влияние естественных трансжиров из молочных продуктов и мяса жвачных животных сопоставимо с влиянием промышленных трансжиров, вред которых давно доказан. И рекомендации ВОЗ призывают минимизировать содержание трансжиров в рационе взрослых и детей. Но как мы знаем, молочные продукты с низкой жирностью в России не очень любят, так как считают их слишком обработанными и ненатуральными.
Миф 3-й: Все инновации на продуктовом рынке только во вред.
Россияне очень любят все последние гаджеты и электронные новинки. Но эта любовь не распространяется на инновационные пищевые продукты. Любые нововведения воспринимаются в штыки, будь то добавление витаминов или замена животных жиров на растительные. С этим наши потребители примириться никак не могут. Главная причина замен на продуктовом рынке — сохранить привычный продукт, но сделать его более полезным или придать ему новые качества — более длительный срок хранения, вязкость, текучесть и т.д.. Так, рекомендации по здоровому питанию — употреблять не более 10г сливочного масла в день, из-за высокой жирности и высокой доли насыщенных жиров. Превратиться в итальянцев, макающих хлеб в оливковое масло, россиянам тоже вряд ли удастся, нет такой культуры у нас. Нам важно жиры намазывать на хлеб. Тогда, казалось бы, на помощь приходит спред — продукт внешне похожий на сливочное масло, но со сбалансированным жировым составом, в нём много растительных жиров полезных для здоровья. Однако, в России так пока и не прижилась идея заменить сливочное масло на спред, как это произошло в Европе. Это легко видно в любом продуктовом магазине: у нас весь ряд — это сливочное масло и всего несколько образцов спредов в конце. В Европе всё наоборот, огромный выбор разнообразных спредов и намного меньше представлено сливочное масло. Если бы у нас в этом плане было бы как в Европе, то с медицинской точки зрения это было бы хорошо.
Свежие комментарии