На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АиФ Кухня

10 649 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    так давно пора!!!! олимпиады себя изжили ..Обозреватель Осин...
  • ПРОСТО ВАЛЕРИЙ
    Мадам п"Идальго зря так убивается (она ж Так - не убьется!). В засраном париже РУССКИХ спортсменов не будет! А те люд...Мэр Парижа Идальг...
  • Евгений Благородный
    Да они уже нам и на куй не нужны с их клоповникомМэр Парижа Идальг...

Живая и мертвая. Как подделывают бутилированную воду и что мы пьем

Вредные вещества, фальшивый состав, лживые надписи и рисунки, неизвестные места происхождения, неверная категория качества — вот далеко не полный перечень обманов, с которыми сталкивается потребитель.

В России существует несколько сотен производителей питьевой воды. Этот рынок считается быстрорастущим и высокодоходным: минимальная прибыль с одной бутылки — не меньше 100-150%, производство — элементарное. За прошлый год, по данным Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки), было продано более 7 млрд литров воды.

«Компании эксплуатируют тягу потребителей к здоровому образу жизни и завышают цены на воду в десятки и сотни раз. Ее продают по цене бензина и даже дороже. Хотя себестоимость, особенно в центральных регионах России, измеряется в рублях, если не в копейках — и то за бутылку, этикетку и логистику», — считает председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.

По мнению первого вице-президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолта Хамзатова, на незаконный оборот воды приходится от 25% до 80%:

«Если мы возьмем образцы из сетевой розницы больших торговых центров, то получим невысокую цифру контрафакта и фальсификата, т. к. эти сети дорожат репутацией и у них существуют строгие требования. В отличие от больших центров, маленькие торговые точки не обладают такими возможностями идентификации поставщика и его продукции и зачастую руководствуются ценой. К такой неорганизованной сети продаж относятся привокзальные магазинчики, придорожные кафе вдоль магистралей, ларьки и объекты общепита в маленьких городах и сельской местности».

Ненастоящая природа

В «Роскачестве» исследовали 84% рынка упакованной питьевой воды и 67% — минеральной, образцы 200 торговых марок различной воды. В более 60 образцах недостоверно указали на маркировке информацию о минеральных веществах, около 30 образцов исказили происхождение воды, свыше 35 — категорию качества и 40 — группу минерализации.

«Производители ряда торговых марок, указывая содержание катионов и анионов, лукавят относительно их количества. С этим связаны и другие несоответствия, которые больше касаются маркировки. Ряд недобросовестных производителей на упаковках питьевой воды наносят надписи и рисунки, типа горных вершин или талого снега, которые намекают на естественное происхождении воды, хотя она является обработанной. Например, на этикетке одной бутылки говорилось, что вода из Сочинского природного парка. На деле же в ее состав входил хлор, который применяется для очистки водопроводной воды. Многие изготовители регистрируют право интеллектуальной собственности на различные надписи, которые включают в себя наименования водных объектов — источник, ключ, родник. Если перевернуть этикетку, то можно увидеть, что этот "источник" — очередной водопроводный кран», — говорит заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

«В ГОСТе, который регулирует требования к упакованной питьевой воде, с точки зрения физиологической полноценности выделены две категории: высшая, которая при употреблении закрывает суточную потребность организма в минеральных веществах, и первая, в которой минералов содержится меньше. Но свыше 30 образцов (и это крупные представители рынка!) не производят воду по ГОСТу, а делают по собственным техническим условиям», — подчеркивает Саратцева.

Некого и нечем наказать

По словам Байсолта Хамзатова, участились случаи поставки некачественной воды с государственных закупок для нужд соцобъектов.

«Иногда доходило до абсурда, когда старики и дети в буквальном смысле травились некачественной минеральной или детской водой. Предъявить претензии порой не к кому, потому что невозможно найти производителя именно этой единицы товара. Официальный производитель воды доказывает, что вода поддельна, и справедливо разводит руками, а след поставщика, указанного в накладных, давно "простыл". И даже если можно было найти виновного, то он отделывался скромненьким штрафом и благополучно возвращался к своей опасной и весьма выгодной деятельности», — говорит он.

Найти виновных действительно сложно, но можно. Статьи к ним применяются разные — как о защите прав потребителей, нарушении технических регламентов, так и по недобросовестной конкуренции.

«Так, по статье 14.7 КоАП РФ "Обман потребителей" юридическим лицам грозит штраф до 500 тысяч рублей. Недавно Роспотребнадзор приостановил действие разрешительных документов компании, которая выпускает воду "Nestle Pure Life", и внес ее в реестр недобросовестных производителей. Предприятие неправильно указало категорию качества воды с точки зрения физиологической полноценности», — говорит Елена Саратцева.

Как выбирать?

Чтобы урегулировать рынок питьевой воды, 1 апреля 2020 года стартовал эксперимент по маркировке упакованной воды.

«Маркировка — это цифровой двойник товара. Причем каждой единицы. Еще до покупки любой человек может убедиться в легальности товара — с помощью приложения "Честный знак". В нем функция проверки кодов маркировки воды уже доступна (пока носит информационный характер). Нужно просканировать код, после чего мгновенно высвечивается необходимая информация — производитель, марка и т. п. Сегодня в системе уже более 350 описанных позиций упакованной воды, марки которых известны как на федеральном уровне, так и на региональных», — сказал руководитель товарной группы «Вода» Центра развития перспективных технологий Кирилл Волков.

Пока маркировка воды полностью не заработала, потребителям следует обращать внимание на внешний вид товара и условия его хранения.

«Бутылка с водой должна быть герметично закрыта. На упаковке должны быть регистрационные данные, информация об источнике, химическом составе, условиях хранения и сроке годности, а также категория воды (питьевая, лечебная или столовая). На этикетке — название фирмы-производителя, адрес, телефон и штрих-код, который позволит при необходимости проверить подлинность указанных сведений об изготовителе. По требованию продавец должен представить декларацию о соответствии, подтверждающую качество и безопасность продукта, а на воду для детского питания — свидетельство о государственной регистрации», — сообщили «АиФ» в пресс-службе Роспотребнадзора.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх